• Дизайнер из России оформила выставку «10 веков искусства Беларуси»
27 марта открывается выставка «Десять веков искусства Беларуси», интерьером и оформлением которой занималась архитектор из Санкт-Петербурга Любовь Леонтьева, представляющая компанию«Ludi architects».

Текст: Виктория Романова
Фото: предоставлено «Белгазпромбанком»

Масштабная выставка «Десять веков искусства Беларуси», которая откроется 27 марта в Национальном художественном музее, разместится в четырех тематических залах, в картинной галерее и даже в импровизированном кафе. Одним из организаторов выставки выступил Белгазпромбанк, привлекший к работе над оформлением экспозиции лучших специалистов из Беларуси, России и Литвы. По итогам конкурсного отбора предложенных проектов более половины площади выставки «досталось» питерской компании «Ludi architects», которая разрабатывает экспозицию залов «Византийские традиции» и «Художественные школы Беларуси начала ХХ века», а также «Галерею» и «Кафе», выполненное в стиле модерна начала прошлого столетия.

Архитектор компании «Ludi architects» Любовь ЛЕОНТЬЕВА рассказывает, как осуществлялся проект.

«Ludi architects» выиграли среди других компаний в конкурсе по оформлению экспозиции «Десять веков искусства Беларуси». Как сложился этот проект? Какие технические решения вы планируете осуществить? С какими сложностями вы столкнулись и как они преодолеваются?

Для нас этот проект невероятно интересен и важен. В первую очередь, интересна постановка задачи: интегрировать в пространство Национального художественного музея нечто совершенно новое – событие, которое, подобно объекту, способно изменить пространство, в которое его поместили. Посетитель уже при входе в музей должен «не узнать» его интерьер, ощутить, как событие трансформировало пространство. Но при этом вспомогательные элементы экспозиции должны не подавлять, а наоборот, акцентировать внимание на предметах искусства, подчеркивать особенности каждого, оставаясь нейтральными и формируя пространство. Мультимедийное оборудование также несет вспомогательную функцию – иллюстрирует дополнительные материалы.

В настоящий момент экспозиция уже реализуется в отдельных частях (создаются витрины и экспозиционные модули), и основной сложностью, как часто бывает в подобных проектах, является вписать проектные решения в фиксированный бюджет без потери качества.


«Для всего выставочного пространства была принята единая концепция экспонирования. Она основана на создании дополнительных экспозиционных модулей, позволяющих создавать внутри каждого из залов свой особенный сценарий, отвечающий теме, раскрываемой в этом зале и провоцирующий посетителя к исследованию. Мы стараемся минимально задействовать стены и максимально нагрузить информацией искусственно созданные внутри помещения пространства. Но тем не менее, стены важны для нас, как цветовая основа экспозиции и как носитель больших блоков информации. Мы перекрасили все стены в музее (в залах, отданных под экспозицию), что безусловно, на наш взгляд, преобразило многие помещения добавив им глубины, строгости и смысла».

Насколько известно, вы воплощаете проект с двумя другими дизайнерами: сложен ли такой интерактив, приходится ли идти на компромиссы?

Нам очень приятно и комфортно работать с нашими коллегами по проекту. На самой ранней стадии кураторы выставки поручили нашему бюро разработать единую визуальную концепцию экспозиции, которой должны были следовать все участники процесса. Таким образом, мы заложили основу, а дальше и наши коллеги и мы дополнили ее особенностями, присущими каждому из разделов выставки.

Если попробовать абстрагироваться от вашего участия в организации, что бы вы сказали как зритель о выставке «Десять веков искусства Беларуси»?

Нам уже сложно абстрагироваться, но есть ощущение, что количество экспонатов претендует не на временную выставку, а на постоянную экспозицию небольшого музея. На такую экспозицию я бы делала несколько заходов. Разумеется, это все в хорошем смысле. Выставка невероятно ценна тем, что зритель может действительно увидеть на 800 кв.м. срез нескольких эпох и проследить влияние традиций.

В вашем активе – участие в Венецианской архитектурной биеннале и престижные международные премии. Какими своими заслугами и проектами вы особенно гордитесь?

Мы гордимся теми проектами, которые, будучи реализованными, позволили изменить качество среды, насытить ее дополнительным смыслом. В нашем портфолио, по большей части, проекты культурного назначения (музеи, библиотеки), но даже при проектировании офисных интерьеров мы решаем глобальные задачи организации среды, где люди зачастую проводят большую часть своей жизни.

Мы часто сотрудничаем с музеями для создания временных выставок для детей, где также требуется нестандартная организация пространства и объектов в нем. И для нас участие в детских проектах важно не только потому, что это возможность создать что-то хорошее для ребенка, но и потому, что это позволяет в малом масштабе реализовать экспериментальные наработки.

Справка:

Компания «Ludi architects» основана в 2004 году. Деятельность компании распространяется на современную архитектуру, исследования в области организации пространства, разработку программ культурных, общественных и деловых объектов. «ludi architects» регулярно приглашается для создания инсталляций на международные и российские выставки, такие, как HabitareAhead!, DesignEco, Лофт-Проект “Этажи” и другие. В 2009 году компания вошла в список ТОП-15 перспективных молодых архитектурных бюро России по версии журнала “Проект-Россия.